КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РК. ВОПРОСЫ АДВОКАТУРЫ.

Очередное заседание Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан было посвящено вопросам обеспечения конституционных прав граждан и иных лиц на получение квалифицированной, в том числе бесплатной юридической помощи.

Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан — это уже третья площадка, на которой обсуждаются вопросы, в каком направлении совершенствовать институт правовой помощи в Казахстане. Немногим ранее эта тема была предметом обсуждения на Совете по правовой политике при Президенте РК, заслушана депутатами парламента на правительственном часе и вот теперь на заседании Комиссии, где, по сути,  состоялся открытый диалог Министра юстиции Марата Бекетаева с адвокатским сообществом.

Забегая вперед можно отметить, что в этот раз Министром юстиции было продемонстрировано понимание особенностей правового статуса адвокатуры, во многих вопросах удалось прийти к общему мнению.

Комментируя отчет  министра на тему «Актуальные проблемы обеспечения конституционных прав граждан и иных лиц на получение квалифицированной, в том числе бесплатной юридической помощи» выступил председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел.

Комментируя слова министра юстиции, который говоря о необходимости увеличения численности адвокатов в Казахстане, приводил в пример соотношение граждан и адвокатов в зарубежных странах, председатель РКА отметил: «Если говорить о надлежащей реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, то эту задачу нельзя решить без необходимого количества квалифицированных адвокатов. Комментируя слова министра, касательно недостаточной численности адвокатов следует помнить, что в большинстве зарубежных стран нет кардинального разделения между юристами и адвокатами в отличие от Казахстана и других стран СНГ. То есть, чтобы быть более объективными, нам следует суммировать общее количество казахстанских частнопрактикующих юристов и адвокатов. Количество «частнопрактикующих юристов» и юридических фирм, действующих в Казахстане, не поддается подсчету. Данная сфера полностью исключена из государственного регулирования».

Говоря об упрощении допуска к профессии адвоката, министром была отмечена высокая сумма первоначального вступительного взноса, которая по его словам является сдерживающим барьером для входа в профессию адвоката. По мнению Марата Бекетаева уменьшение размера суммы взносов, это та мера которая должна «…привести к росту числа адвокатов, поскольку сумма затрат сократится более чем в два раза. Рост численности адвокатского корпуса усилит конкуренцию внутри него и повлечет за собой уменьшение суммы гонораров за оказание помощи. В дополнение к этому конкуренция мотивирует адвокатов повышать свой профессиональный уровень. Соответственно, должно повыситься качество юридической помощи и ее доступность населению» — считает министр.

Возможность влияния такого снижения на права граждан по получению квалифицированной юридической помощи вызвало сомнения у присутствующих представителей адвокатуры.

«Как вы знаете у нас 16 территориальных коллегий, по состоянию на 1 январь 2017 года  учреждено и действует 149 адвокатских контор и 203 юридические консультаций. Особо хочу обратить внимание на укрепление материально-технической и учебно-методической базы территориальных коллегии адвокатов» — отметил Ануар Тугел — «Вы сами понимаете, ни  о каком укреплении материальной базы коллегий не говорилось, если бы не было вступительных взносов. Авторы реформы полагают, что в случае снижения взноса повыситься спрос на профессию адвоката. Но количество не всегда переходит в качество. А искусственно созданная  армия адвокатов не гарантирует, что граждане Казахстана будут получать квалифицированную юридическую помощь. Давайте представим, что в результате снижения или полной отмены вступительных взносов число адвокатов существенно увеличилось. Разработчики считают, что в результате этого повысится доступность адвокатских услуг для населения и цены снизятся в результате конкуренции. Однако в результате уменьшения сбора средств от первоначальных взносов у коллегий не будет возможности финансировать приобретение новых помещений и создание новых рабочих мест для адвокатов за счет коллегий. Это приведет к необходимости для начинающих адвокатов обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно (арендовать или приобретать офис, оргтехнику, канцелярские принадлежности). Сейчас эти проблемы начинающих адвокатов чаще всего решают юридические консультации, содержащиеся за счет взносов. Чем может адвокат оправдать такие зачастую немалые расходы? Только поддержанием на достаточно высоком уровне стоимости своих услуг. И конечно же нет прямой связи между количеством адвокатов и качеством оказываемой ими помощи. Качественная работа возможна там, где адвокат обеспечен всем необходимым: помещением, современной техникой, необходимым уровнем знаний. У молодого адвоката такой багаж отсутствует, а при отсутствии поддержки со стороны коллегии он будет думать больше о выживании, а не о качестве своей работы. Таким образом, мы видим, что само по себе снижение первоначальных взносов или отказ от них, не может напрямую повлиять на качество оказываемой юридической помощи. Вполне возможно, наоборот снижение этого качества, что напрямую затронет права всех граждан, которые вправе рассчитывать, что такая помощь будет квалифицированной» — резюмировал председатель Республиканской коллегии адвокатов.

Отдельно Маратом Бекетаевым была затронута тема, так называемой системы «Pro bono».  «Для ее внедрения в Казахстане необходимо законодательно обязать адвокатов осуществлять юридическую помощь гражданам в определенном количестве часов в год без бюджетного возмещения их затрат» — заявил министр.

«Законодательного определения термина pro bono нет. Источники из других стран определяют Pro bono (от лат. pro bono publico — ради общественного блага) как оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям на безвозмездной основе. Pro bono часто трактуется как форма благотворительности или волонтерства, но это не верно. Это деятельность, направленная на общественное благо, а не на благо конкретных лиц, пусть даже нуждающихся в юридической помощи» — пояснил председатель РКА – «Авторы реформ ссылаются на мировой опыт. Мы его тоже изучили. В большинстве стран эта система является добровольной. Кроме того, там четко разделяются деятельность pro bono и правовая помощь — legal aid. То, что предлагает Минюст, — это то же самое выполнение функций по оказанию гарантированной бесплатной юридической помощи, предусмотренной законом, но теперь без оплаты со стороны государства. То есть государство снимает с себя часть своих обязательств по обеспечению гарантий прав граждан и возлагает их на адвокатов. Это логично на фоне того, что у нас имеются постоянные проблемы с оплатой (По итогам 1- квартала т.г. задолженность составляет более 60 миллионов тенге) со стороны государства помощи, оказанной адвокатами. Но это неправильно. Ну и нельзя не учитывать специфику казахстанского законодательства. Если система pro bono обяжет адвокатов определенное количество часов трудиться бесплатно, то это ничто иное, как принудительный труд. В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Конституции принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Таким образом, любые поправки в этой части будут неконституционными. В настоящее время представители ни в одной из профессий не обязаны трудиться в Казахстане бесплатно в силу требования закона. Было бы довольно странно увидеть в законе требование о том, что владелец магазина обязан передать часть товаров нуждающимся бесплатно. Желание помогать людям должно исходить от сердца. Нельзя заставить делать добро, даже под угрозой наказания. Наши адвокаты постоянно оказывают помощь нуждающимся, просто не афишируют этого. Республиканской коллегией адвокатов и Партией «Нуротан» подписан меморандум, согласно которому адвокаты уже более четырех лет участвуют в деятельности общественной приемной Нуротан, бесплатно предоставляя юридические консультации всем обратившимся. За эту деятельность ряду адвокатов были вручены благодарственные письма от партии «Нуротан». Все нуждающиеся в помощи могут обратиться в Республиканскую коллегию адвокатов, и мы постараемся найти адвокатов, которые помогут. В общем, никакой проблемы с  pro bono у нас нет. Республиканская коллегия адвокатов, чтобы упорядочить эту деятельность организует у себя сбор заявок и их распределение адвокатам.  Заставлять это делать мы не вправе».

Эти вопросы также были отмечены в последующих выступлениях, присутствующих на заседании представителей адвокатского сообщества.

В частности членом президиума Алматинской городской коллегии адвокатов Гульнар Байгазиной, членом президиума Коллегии адвокатов города Астаны Ириной Осокиной и другими адвокатами территориальных коллегий была выражена обеспокоенность отдельными предложениями озвученными министром юстиции. Представители адвокатского сообщества напомнили о том, что гарантии независимости адвокатуры как института гражданского общества, предназначенного для защиты прав и свобод граждан, закреплены не только в законодательстве Республики Казахстан, но и во многих признаваемых нашей страной международных нормативных актах. Адвокаты имеют право исполнять свой долг без давления и неуместного вмешательства в их деятельность со стороны кого-бы то ни было. В этой связи вопросы членских взносов, материального обеспечения, а также повышения квалификации адвокатов и дисциплинарной практики согласно стандартам, принятым в правовых демократических государствах, относятся к исключительной компетенции самого адвокатского сообщества.

Как было уже отмечено, Министром юстиции было продемонстрировано понимание особенностей правового статуса адвокатуры, соглашаясь с приведенными доводами, Марат Бекетаев отметил, что многие вопросы адвокатскому сообществу действительно следует решать самому, без вмешательства государства.

                                                                                                            Пресс-служба РКА

Добавить комментарий: