ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АДВОКАТОВ

Выступление адвоката Коллегии адвокатов города Астаны Аселе Ельчубаевой  на Международной конференции «Адвокатура 2017: повышение статуса адвоката». 

«Формы повышения квалификации адвокатов»

 

В соответствии с пп.3) п.1 ст.15 Закона РК от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности» (далее – Закон), адвокат обязан постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

В отличие от представителей ряда иных профессий, законодательством РК не регламентирован порядок повышения квалификации адвокатов.

При этом предусмотрены функции Президиума Республиканской коллегии адвокатов организовать работу по повышению профессионального уровня адвокатов и разработать единую методику профессиональной подготовки адвокатов и их помощников (пп.9) п.4 ст.33-5 Закона). При этом, работа и мероприятия по повышению профессиональной квалификации адвокатов осуществляется президиумом коллегии адвокатов (пп. 7) и 9) п.2 ст.24 Закона).

В настоящее время единая методика профессиональной подготовки адвокатов и их помощников еще не принята. При этом, Программой Республиканской коллегии адвокатов по вопросам повышения качества юридической помощи, утвержденной решением Президиума Республиканской коллегии адвокатов от 17 февраля 2017 года, предусмотрен ряд мер, предлагаемых для внедрения эффективной системы повышения квалификации адвокатов, в том числе закрепление в Законе обязанности адвокатов проходить обязательное повышение квалификации в порядке, установленном Республиканской коллегией адвокатов, создание Центра повышения квалификации адвокатов на базе Республиканской коллегии адвокатов и т.д. При этом, предлагается отказаться от проведения обучения в аккредитованных ВУЗах по причине того, что это противоречит интересам адвокатуры, поскольку:

  • не обеспечит необходимой практической направленности такого обучения адвокатов,
  • сделает обучение формальным в виде прохождения очередных тестов и сдачи экзаменов на знание действующего законодательства, а возможно и коррупционным.

Далее предлагаем рассмотреть, каким образом повышение квалификации регламентируется в законодательстве Республики Казахстан.

Понятие и условия повышения квалификации кадров установлены трудовым законодательством Республики Казахстан. Несмотря на отсутствие трудовых отношений между адвокатами и коллегиями адвокатов, полагаем, что изучение положений трудового законодательства имеет значение для целей настоящего анализа.

Так, согласно пп.1) ст.116 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – Трудовой кодекс) под повышением квалификации понимается форма профессионального обучения, позволяющая поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения и навыки.

Согласно п.2 ст.118 Трудового кодекса, работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников или иных лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях (обучаемый):

  • непосредственно в организации (у работодателя);
  • в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования;
  • в иных организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 года № 1045 утверждены Общие требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации, которые включают наличие:

  • в Уставе (Положении) организации нормы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для организаций, которые непосредственно проводят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • рабочих учебных планов и программ по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;
  • учебников и учебно-методических комплексов по соответствующим профессиям (специальностям);
  • договора обучения (письменного соглашения между работодателем и обучаемым об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации непосредственно в организации) или договора об оказании образовательных услуг (письменного соглашения между работодателем и организацией, реализующей образовательные программы дополнительного, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации).

Следует отметить, что в соответствии с п.3 ст.37 Закона РК от 27 июля 2007 года «Об образовании» повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляются в:

  • организациях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования;
  • научных организациях;
  • институтах повышения квалификации;
  • на производстве; и
  • при прохождении стажировки по международной стипендии «Болашак».

Таким образом, вышеуказанные положения законодательства РК предусматривают  возможность повышения квалификации в организациях образования (ВУЗы, курсы повышения квалификации, т.д.) либо непосредственно работодателем. При этом, для осуществления повышения квалификации работников, работодателю не нужно получать лицензии или иные разрешительные документы.

Учитывая указанные нормы полагаем не противоречащим законодательству создание на базе Республиканской коллегии адвокатов, коллегий адвокатов  Центра повышения квалификации адвокатов и учебных центров по повышению квалификации при коллегиях адвокатов.

Для исследования вопроса повышения квалификации адвокатов также полагаем необходимым проанализировать некоторые аспекты организации повышения квалификации адвокатов в мировой практике.

  • Российская Федерация

Советом Федеральной палаты адвокатов РФ принята Единая методика профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов (далее – Единая методика РФ), в соответствии с пп.5) п.3 ст.37 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Согласно п. 4.1, 4.3 и 4.4 Единой методики РФ, адвокатские палаты субъектов РФ самостоятельно определяют порядок и систему обязательного ежегодного повышения квалификации адвокатов, утверждают программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов и организуют профессиональное обучение по этим программам как на собственной учебной базе, так и на основе договоров с кафедрами адвокатуры и/или курсов при вузах, имеющих государственную аккредитацию.

Адвокаты со стажем адвокатской деятельности до одного года проходят обязательное обучение, организуемое адвокатской палатой субъекта РФ, в объеме не менее 30 часов по программе «Введение в профессию».

Адвокаты со стажем адвокатской деятельности более одного года проходят обязательное обучение по «Общей программе повышения квалификации адвокатов», организуемое адвокатской палатой субъекта РФ, в объеме не менее 20 часов в год или не менее 100 часов каждые пять лет.

Советы адвокатских палат субъектов РФ при учете времени ежегодного обучения адвокатов, кроме обучения по «Общей программе повышения квалификации адвокатов», вправе:

  • зачесть присвоение ученых степеней кандидата наук за два года и доктора наук за три года обязательного обучения по повышению квалификации;
  • зачесть (полностью или частично) документально подтвержденное обучение по специальным программам в рамках юридической, экономической и иной специальности, требующейся адвокату для углубленной специализации в пределах адвокатской деятельности.

Следует отметить, что Федеральной палатой адвокатов РФ при Российской академии адвокатуры и нотариата проводятся Высшие курсы повышения квалификации адвокатов.

На основании Единой методики РФ адвокатскими палатами субъектов РФ утверждены программы либо положения о порядке повышения квалификации адвокатов.

Так, к примеру, Положение о порядке повышения профессиональной квалификации адвокатов Республики Хакасия, утвержденное Советом Адвокатской палаты Республики Хакасия от 31.03.2008 г. предусматривает, среди прочего, следующие формы  повышения профессиональной квалификации:

  • обучение по программам дополнительного профессионального образования Федеральной Палаты РФ (включая обучение на Всероссийских курсах повышения квалификации адвокатов), Адвокатской палаты Республики Хакасия и/или Института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова, а также иных образовательных учреждений, имеющих государственную аттестацию и аккредитацию;
  • участие в научно-практических конференциях и семинарах, дебатах, тренингах, лекциях, круглых столах и т.п., проводимых Федеральной палатой адвокатов, Адвокатской палатой Республики Хакасия, выдающими фирменные свидетельства (сертификаты) о прохождении тренинговых курсов, а также иными образовательными учреждениями, имеющих государственную аттестацию и аккредитацию.

Согласно Положению о порядке повышения квалификации адвокатов Адвокатской палаты Тверской области и обучения стажеров адвокатов Адвокатской палаты Тверской области, утвержденному решением Совета Адвокатской палаты Тверской области 18 ноября 2014 года[4], Совет Адвокатской палаты Тверской области самостоятельно утверждает программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов и организует профессиональное обучение по этим программам, как на базе Учебного центра Тверской адвокатской палаты, так и на основе договоров с высшими учебными заведениями, имеющими государственную аккредитацию, организациями, проводящих лекции, семинары и тренинги.

Таким образом, повышение квалификации адвокатов в РФ производится комплексно и с применением различных форм повышения квалификации, включая обучение в самих адвокатских палатах или его учебных центрах, в образовательных учреждениях, тренинговых курсах и т.д.

Выбор в части приемлемости тех или иных форм повышения квалификации остается за адвокатами.

При этом, при учете времени повышения квалификации могут учитываться и иные факторы, такие как присвоение ученых степеней, участие в научно-практических конференциях и семинарах, преподавание юридических дисциплин, разработка методических пособий и т.д.

  • Украина

16 февраля 2013 года Союзом адвокатов Украины был утвержден Порядок повышения квалификации адвокатов Украины (далее – ППКА).

ППКА предусматривает, что адвокат должен набрать не менее 30 зачетных баллов в течение трехлетнего периода оценивания повышения квалификации адвоката, из них не менее 10 баллов за каждый год этого трехлетнего периода.

При этом ППКА содержит Перечень мероприятий и деятельности, которые являются «повышением квалификации адвоката» по ППКА, дающих право на получение соответствующих зачетных баллов.

Так, «традиционным» видом повышения квалификации является участие адвоката в мероприятиях по повышению квалификации (семинарах, круглых столах, конференциях, форумах, тренингах и т.п.). Для того, чтобы то или иное мероприятие считалось «повышением квалификации адвоката» по ППКА, его организатор, а также само мероприятие должны быть предварительно аккредитованы Экспертным советом по вопросам аккредитации и сертификации при Национальной ассоциации адвокатов Украины, а эксперты (докладчики, лекторы), которые выступают в нем, также должны быть сертифицированы Экспертным советом НААУ.

При этом не нуждаются в аккредитации мероприятия Национальной ассоциации адвокатов Украины, Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, советов адвокатов регионов, квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры региона и центров по повышению квалификации, учредителями которых являются советы адвокатов региона. Но и в этих мероприятиях по повышению квалификации должны быть докладчиками только эксперты, предварительно сертифицированные Экспертным советом НААУ.

Кроме этого, основной категорией повышения квалификации ППКА также предусматривает различные другие виды деятельности, которые являются «повышением квалификации»:

  • публикации научных или научно-практических статей в печатных и электронных научных и научно-практических профессиональных изданиях (газетах, журналах и других периодических изданиях) в Украине и за рубежом (1 зачетный балл за 1 страницу публикации);
  • издание монографий, учебников, пособий (в том числе в соавторстве) — 10 зачетных баллов за одно издание;
  • получение степени кандидата или доктора юридических наук (соответственно, 30 или 45 баллов);
  • обучение по профессиональным программам в высших учебных заведениях III и IV уровня аккредитации (в том числе программами дистанционного обучения), с получением соответствующего свидетельства высшего учебного заведения, участие в международных, всеукраинских и региональных научных, научно-практических и научно-методологических конференциях, семинарах, круглых столах, мастер-классах, тренингах и т.п., в глазах смежных с адвокатской деятельностью (1 академический час — 2 балла);
  • годовая подписка на профильное (любое печатное юридическое) издание — 1 балл за издание (но не более 2 баллов в год), и тому подобное.

По результатам рассмотрения представленных адвокатом документов соответствующий совет адвокатов региона выдает адвокату свидетельство о повышении квалификации за трехлетний учетный период.

К адвокатам, которые не выполняют обязанности по постоянному совершенствованию своих знаний и профессиональному мастерству, не выполняют требований этого Порядка, могут быть применены меры дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством об адвокатуре и адвокатской деятельности, за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей (п. 17 ППКА).

  • Германия

Федеральный закон о юристах (Bundesrechtsanwaltsordnung, BRAO) устанавливает обязанность практикующих юристов по повышению квалификации. При этом отсутствуют какие-либо меры дисциплинарной ответственности за неисполнение указанной обязанности.

В соответствующих правилах Федеральной ассоциации адвокатов (Fachanwaltsordnung) установлены обязательные требования к повышению квалификации, включая прохождение семинаров на 120 часов, письменные экзамены, практический опыт.

Курсы по повышению квалификации адвокатов предоставляют следующие организации:

  • Палаты адвокатов и ассоциации адвокатов;
  • «Deutsche Anwaltsinstitut» (DAI), аффилиированная с Федеральной палатой адвокатов;
  • «Deutsche AnwaltAkademie» (DAA), аффилиированная с добровольной ассоциацией адвокатов«Deutsche Anwaltverein»;
  • Частные коммерческие организации;
  • Школы права.

При этом для организаций, представляющих услуги по повышению квалификации, отсутствуют какие-либо требования по аккредитации.

Адвокаты могут специализироваться в определенной отрасли права при условии прохождения как минимум 10 часов обучения в год по соответствующей специализации. В целом, Федеральной ассоциацией адвокатов предусмотрены 20 специализаций, включая строительное право, право по банкротству, уголовное право, трудовое право, т.д.

В качестве повышения квалификации может засчитываться следующая деятельность:

  • Посещение курсов по повышению квалификации;
  • Дистанционные курсы по повышению квалификации;
  • Просмотр вебинаров;
  • Завершение модулей электронного обучения;
  • Участие в тренинговых конференциях;
  • Участие в тренинговой деятельности в качестве тренера либо преподавателя;
  • Публикация работ;
  • Взаимное признание повышения квалификации с другими государствами-членами ЕС.
  • Франция

Законодательством Франции предусмотрены положения об обязательном ежегодном повышении квалификации адвокатов.

Повышением квалификации адвокатов занимаются:

  • Региональные центры по повышению квалификации адвокатов CRFPA (Écolesd’avocats);
  • Палаты адвокатов;
  • Организации, созданные или управляемые палатами адвокатов;
  • Частные или публичные некоммерческие организации по повышению квалификации (в том числе, университеты).

Для учреждений, представляющих услуги по повышению квалификации, отсутствуют какие-либо требования по аккредитации. При этом, они обязаны представлять в Национальный Совет адвокатских палат Франции на ежегодной основе либо каждые 2 месяца либо раз в полгода детальную программу учебных курсов на соответствующий период. Содержание программ не подлежит согласованию с Национальным советом адвокатских палат Франции.

Адвокаты самостоятельно выбирают необходимые им занятия. В течение года они должны пройти обучение на курсах повышения квалификации не менее 20 часов, при этом в первый год практики не менее 10 часов должно быть посвящено деонтологии. Если адвокат указывает специализацию, то не менее 10 часов должно быть посвящено этой специализации. Каждый семинар завершается тестированием, после чего адвокату выдается свидетельство о том, что он прошел повышение квалификации по соответствующему направлению и подтвердил свои знания. Эти свидетельства направляются адвокатом в совет палаты адвокатов, членом которой он состоит. Отсутствие в совете палаты свидетельств, подтверждающих ежегодное обучение в течение 20 часов, расценивается как дисциплинарный проступок.

В качестве повышения квалификации может засчитываться следующая деятельность:

  • Публикация работ по юридическим вопросам;
  • Курсы по повышению квалификации от юристов, школ и иных профессиональных тренинговых организаций;
  • Участие в правовых семинарах и конференциях;
  • Преподавание по юридическим дисциплинам;
  • Дистанционные курсы по повышению квалификации;
  • Взаимное признание повышения квалификации с другими государствами-членами ЕС.

Комитет по профессиональной подготовке Национального совета адвокатских палат Франции предоставляет финансирование Региональным центрам по повышению квалификации адвокатов CRFPA (Écolesd’avocats) по итогам их оценки по следующим критериям: (а) целевая аудитория и методы обучения, и (б) содержание курсов (разнообразность курсов с охватом всех отраслей права с учетом основных правовых тем). Кроме того, часть финансирования также предоставляется профессиональным ассоциациям юристов, которые имеют регистрационный номер профессиональной тренинговой организации, действуют в соответствии с Трудовым кодексом Франции и представляют свои детальные программы учебных курсов Национальному совету адвокатских палат Франции.

  • США

Во многих штатах и территориях США практикующие юристы обязаны соблюдать требования по ежегодному повышению квалификации (ContinuingLegalEducation), являющиеся условием действия их лицензии на юридическую практику. При этом каждым штатом или территорией США устанавливаются собственные требования по повышению квалификации. В целях унификации таких требований Американская Ассоциация Юристов выпустила модельные правила по повышению квалификации.

Как правило, юристы должны набрать определенное количество кредитов (измеряемое в часах) за определенное время. Кредиты могут быть набраны путем:

  • Посещения тренингов, организуемых опытными юристами, как по теории права, так и по практическим аспектам профессии;
  • Чтения материалов и самообразования;
  • Дистанционных курсов и прослушивания аудио материалов;
  • Выступления, модерации, участия в панелях на программах, аккредитованных для повышения квалификации;
  • Преподавания юридических дисциплин в учебных заведениях, аккредитованных для повышения квалификации;
  • Подготовки студентов к соревнованиям по правовым дисциплинам, судейства таких соревнованиях, учебных судебных процессов;
  • Публикации научных работ;
  • Предоставления pro bono услуг.

Услуги по повышению квалификации предоставляют такие организации, как:

  • Американская ассоциация юристов;
  • Федеральная ассоциация юристов;
  • Учебные заведения;
  • Иные ассоциации и группы, в том числе «Practicing Law Institute» (PLI), «American Law Institute Continuing Legal Education», «The Center for American and International Law»и «The Institute of American & Talmudic Law» и многие другие частные некоммерческие организации.
  • Великобритания

Все практикующие юристы обязаны соблюдать требования по повышению квалификации (ContinuingProfessionalDevelopment).

До 1 января соответствующего года юристы должны составить свой ежегодный план по повышению квалификации, содержащий цели в следующих пяти категориях:

  • Юридические знания и навыки;
  • Правозащитная деятельность;
  • Управление своей юридической практики;
  • Работа с клиентами и иными лицами;
  • Этика, профессионализм и оценочное суждение.

Организации, представляющие услуги по повышению квалификации:

  • Общество Права (Law Society);
  • Организации, созданные или управляемые Обществом права или Палатой адвокатов;
  • Аккредитованные частные коммерческие организации;
  • Аккредитованные частные или публичные некоммерческие организации.

В качестве повышения квалификации может засчитываться следующая деятельность:

  • Посещение курсов по повышению квалификации;
  • Дистанционные курсы по повышению квалификации;
  • Просмотр вебинаров;
  • Завершение модулей электронного обучения;
  • Участие в тренинговых конференциях;
  • Участие в тренинговой деятельности в качестве тренера либо преподавателя;
  • Публикация работ;
  • Взаимное признание повышения квалификации с другими государствами-членами ЕС.

Занятия по повышению квалификации от аккредитованных организаций должны составлять 25% от ежегодных требований по повышению квалификации.

Таким образом, существующая практика повышения квалификации адвокатов в своем большинстве сводится к следующим моментам:

1) в первую очередь осуществление повышения квалификации адвокатов силами адвокатских образований (учебные центры, институты адвокатуры и прочее);

2) аккредитация учебных заведений адвокатским сообществом для проведения повышения квалификации адвокатов;

3) повышение квалификации адвокатами в иных формах – тренинги, вебинары, получение ученой степени, преподавание юридических дисциплин, издание научных трудов (учебные пособия, монографии и др.), иные формы.

Изучение опыта повышения квалификации адвокатов других стран показал, что в любых формах организации повышения квалификации,  адвокатскому сообществу и каждому адвокату в отдельности,  предоставлен выбор – право самому выбирать какая форма повышения квалификации будет наилучшим образом отвечать его потребностям и возможностям (время, место, материальные ресурсы и прочее).

Наличие императивных норм в обязании адвокатского сообщества или адвоката в выборе только, например, учебного заведения аккредитованного государством, недопустимо.

Более того, полагаем, что учебные заведения Республики Казахстан не смогут обеспечить надлежащее повышение квалификации адвокатов по следующим причинам:

  1. несоответствие учебных программ ВУЗов потребностям адвокатов (содержат теоретические знания, не повышают квалификацию, не отвечают потребностям адвокатов в практической составляющей повышения своей квалификации);

Имеющиеся рабочие учебные программы составлены и утверждены ВУЗами по дисциплине «Адвокатура и адвокатская деятельность», что охватывает общие теоретические знания на базе Закона, и по которым адвокаты ранее сдавали экзамены во время получения высшего юридического образования.

Ни в ВУЗах, ни в Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан (далее – Академия правосудия) в настоящее время нет разработанной и утвержденной учебной программы повышения квалификации адвокатов.

В этом плане у ВУЗов, Академии правосудия нет преимуществ перед адвокатским сообществом.

Более того, среди адвокатов есть специалисты, имеющие помимо непосредственно практического опыта работы адвокатом, также  научные степени, имеющие опыт осуществления  преподавательской, методической, научной деятельности.

  1. отсутствие практического опыта адвокатской деятельности преподавателей ВУЗов, что влечет невозможность обеспечения качества повышения квалификации адвокатов;

Специфика работы адвоката накладывает особые требования к вопросам организации повышения его квалификации: требуется наличие практического опыта именно адвокатской деятельности для составления, осуществления  учебных программ курса повышения квалификации, которые будут востребованы и отвечать задаче повышения уже имеющейся квалификации адвокатов.

Например, врач общей квалификации (доктор медицинских наук, профессор, имеющий длительный опыт работы в качестве терапевта и преподающий в медицинской академии) не сможет должным образом повысить квалификацию практикующего хирурга или стоматолога.

Полагаем, что в том числе и по этой причине были разделены и созданы отдельно Академия правосудия, Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, среди задач которых есть повышение квалификации судей, работников судебной системы, сотрудников правоохранительных органов, государственных служащих.

  1. невозможность оперативной разработки учебных программ ВУЗами по наиболее острым либо вновь принятым нормативным правовым актам, непосредственно затрагивающих деятельность адвокатов (разработка учебной программы, проведение учебных программ через заседания кафедр, заседания учебно-методических советов (заседания могут проводиться раз в месяц, раз в квартал) и прочее);
  2. предполагаемая высокая стоимость услуг ВУЗов по повышению квалификации адвокатов;
  3. ввиду теоретизированности и отсутствия практического опыта работы адвокатами преподавательского состава ВУЗов превращение повышения квалификации адвоката в формальное времяпровождение, получение адвокатами знаний (информации) без обработки применения их в практическом русле:  с точки зрения правоприменительной практики, работы адвоката с судебными, правоохранительными, иными органами и организациями, а также доверителями;
  4. не исключено возникновение рычага давления на «неугодного» адвоката и коррупционный фактор;

В части предложения Верховного суда Республики Казахстан обучать адвокатов в Академии правосудия.

Анализ работы Академии правосудия показал, что адвокаты могут столкнуться с теми же проблемами, что и были описаны ранее при рассмотрении вопроса организации повышения квалификации адвокатов другими ВУЗами.

Вместе с тем, учитывая, что Академия правосудия является более специализированным учебным заведением по сравнению с другими ВУЗами, полагаем, что имеет смысл обсудить возможность и формы сотрудничества учебных центров адвокатского сообщества и Академии правосудия.

Вместе с тем, так как имеющиеся учебные программы Академии правосудия рассчитаны на повышение квалификации судей и работников судебной системы, полагаем, что необходима разработка и предложение Академией правосудия учебных программ, которые Академия сможет провести для повышения квалификации адвокатов (при условии отсутствия императива в правоотношениях).

Соответственно, оставить выбор адвокатам при желании пройти повышение квалификации в Академии правосудия либо предусмотреть формы сотрудничества, при которых учебные центры адвокатского сообщества могли бы получать, а Академия правосудия предоставлять учебные продукты (семинары, вебинары, лекции, курс повышения квалификации в целом или курс лекций по отдельной тематике, другие формы сотрудничества).

При этом необходимо также рассмотреть вопрос стоимости прохождения адвокатами  предлагаемых Академией правосудия учебных программ.

Следует также учесть, что в Академии правосудия созданы три структурных подразделения — Институт послевузовского образования, Центр по переподготовке и повышению квалификации судей и работников судебной системы и Центр научных исследований.

Как видим, структурного подразделения, которое могло бы отвечать требованиям повышения квалификации иных лиц (адвокатов), помимо работников судебной системы, в составе Академии правосудия не предусмотрено.

В связи с этим, возникает вопрос сможет ли Академия правосудия при относительно небольшом штате Центра переподготовки и повышения квалификации судей и работников судебной системы Академии правосудия (руководитель Кисикова Д.Г., судья в почетной отставке,  научные сотрудники: Енсебаева Г.Б. — доктор PhD, главный научный сотрудник; Сарсембаева С.Т. — доктор PhD, главный научный сотрудник;  Еркинбаева Е.У. — магистр права, ведущий научный сотрудник) обеспечить повышение квалификации адвокатов.

Полагаем, что имеется не противоречащая законодательству возможность и может практиковаться заключение соглашений о сотрудничестве между Центром повышения квалификации РКА, учебными центрами адвокатского сообщества и Академией правосудия, Академией правоохранительных органов, другими организациями, физическими лицами (при условии разработки и согласования приемлемых форм сотрудничества).

Видение повышения квалификации адвокатов во взаимодействии с третьими лицами: взаимное сотрудничество на добровольной основе при условии предоставления интересного, качественного учебного продукта на возмездной основе.

У адвоката должен быть выбор: где и при каких условиях он будет повышать свою квалификацию.

Добавить комментарий: